«Дружеский» буллинг или как Катю спасали от Лены

«Дружеский» буллинг или как Катю спасали от Лены

Иногда между детьми и подростками возникают отношения, напоминающие дружбу, но на самом деле таковой не являющиеся. Когда один ребёнок, унижая достоинство другого и настраивая против него окружающих, время от времени всё же становится милым и добрым к тому, над кем только что издевался.

Катя и Лена учатся в одном, 7 классе. До того, как их отношения не достигли критической точки, они много времени проводили вместе, по утрам шли в школу, после уроков возвращались домой, сидели за одной партой, часто созванивались.

Казалось бы, всё хорошо, если бы не некоторые подробности их так называемой дружбы.

Как – то в выходной день Лена позвонила Кате и приказным тоном сказала, чтобы та взяла у своей мамы из кошелька тысячу рублей и вышла на улицу, к магазину, где она будет её ждать.

В магазине Лена купила всякие вкусняшки (так она это называла), а потом во дворе раздала их детям, при этом девочка вела себя так, будто это она хозяйка всего купленного. Катя просто стояла рядом, права голоса ей не давали.

Придя домой Катя долго объясняла маме, куда делись деньги и с трудом уговорила своих родителей не звонить родителям Лены для объяснения поведения их дочери.

Через несколько дней Лена в очередной раз позвонила Кате и предложила погулять, не смотря на поздний час девочка вышла на улицу, более получаса прождала там Лену, но та так и не вышла. На следующий день в школе девочка вела себя как ни в чем не бывало, ещё и посмеялась над Катей: «я же пошутила, шуток не понимаешь, кто так поздно гуляет?», хотя вечером она говорила вполне серьёзно.

Подобных случаев было не мало. Мама Кати говорила дочери: «Не дружи с Леной, ты же видишь - она тебя не во что не ставит». Но скромной, покладистой и уравновешенной девочке было практически невозможно противостоять напористой, агрессивной Лене, тем более, что та после конфликтных ситуаций сама ей звонила, иногда просила прощения, была обходительной … до следующей ситуации.

Чаща терпения мамы Кати переполнилась, когда Лена разместила в соц.сетях фото её дочери с оскорбляющими комментариями. Кате о фото сказали одноклассники, мнения которых разделились: одни посмеялись над ней, другие посочувствовали.

Катя очень переживала из-за фотографий, плакала, не хотела идти в школу. Классный руководитель провела беседу с детьми о необходимости уважительного отношения к людям вообще и одноклассникам в частности. Лена публично попросила прощения у Кати и обещала измениться.

Сдержит ли она своё слово покажет время, сейчас девочки практически не общаются.

В настоящее время для определения подобных отношений существует специальный термин - буллинг.

Буллинг – агрессия одних детей против других, проявляющаяся чаще в форме психологического насилия: словесной травли (оскорбления, злые подшучивания, насмешки, сарказм и др.), распространение слухов и сплетен, бойкоты, явное игнорирование и так далее.

Жертвой буллинга может стать любой ребёнок: хорошо и плохо учащийся, чем – то отличающийся от остальных или точно такой же. Буллер (агрессор) найдёт причину для негативных проявлений к человеку, которого он выбрал для травли иногда по понятным только ему причинам.

В основном, буллерами становятся дети, у которых проблемы в семейных взаимоотношениях.

Лена, например, ни раз говорила: «Опоздаю из школы, мама меня убьёт», «Получу тройку, накажут», «Не позвоню вовремя, родители телефон вообще отберут» и так далее.

Если ребёнка унижают (в первую очередь в семье), не считаются с его потребностями и мнением, проявляют к нему излишнюю строгость, не интересуются эмоциональным состоянием, не учитывают возрастные особенности, то в нём (ребёнке) копится напряжение, а после или параллельно с ним злость. Родителям эту злость показывать не позволительно, но жить с ней чрезвычайно сложно, и ребёнок ищет объект, на который можно относительно безопасно для себя направить скопившийся негатив.

Так или примерно так формируется характер буллера.

Психологические травмы, полученные при буллинге могут остаться с человеком на всю жизнь, не смотря на то, жертвой, мучителем или просто наблюдателем в этом процессе он был.

Для жертвы это формирование чувства собственной неполноценности – «если со мной так поступают, значит именно этого я и заслуживаю».

Для организатора травли - ощущение власти, уверенности, что с помощью агрессии и унижения другого человека можно стать выше остальных.

Со временем, уже в более взрослой жизни, «мучитель» поймёт (на собственном опыте), что при изменении жизненных ситуаций он сам может оказаться жертвой, тем более, что когда – то в семье эта роль была для него привычной.

Наблюдатели, в данном случае одноклассники, не остаются в стороне, одни из них принимают участие в буллинге из страха оказаться на месте жертвы; другие пытаются восстановить справедливость, но далеко не всегда им это удаётся, как результат сомнение – «стоит ли бороться за жертву, если он сам позволяет так с собой обращаться и вообще не безопаснее ли жить по принципу «моя хата с краю». В стороне не остаётся никто, так или иначе буллинг воздействует на каждого.

По продолжительности во времени буллинг может быть самым разным. Многое зависит от роли взрослых, свидетелей данного процесса.

Родители должны быть внимательны к состоянию и настроениям детей.

Если у ребёнка повысилась тревожность, он не хочет идти в школу, часто плачет, жалуется на одноклассников или наоборот подчёркнуто молчит о них, находится в подавленном состоянии, при этом говорит, что его никто не любит и у него нет друзей, высказывает суицидальные мысли, взрослым обязательно нужно обратить на эти изменения пристальное внимание.

Постараться вызвать ребёнка на откровенный разговор, одному ему с травлей не справиться. Простое «не дружи с ним (и)» не поможет. Необходимо, чтобы дети чувствовали поддержку со стороны взрослых, чтобы они не опасались рассказывать им о своих переживаниях, не боялись негативных оценок со стороны близких. Вместе разбирая конкретные ситуации и как лучше вести себя в них, взрослые могут помочь детям выбрать правильное поведение. Если такая поддержка не помогает, родителям стоит поговорить с классным руководителем, вместе подумать, как помочь детям разобраться в том, что происходит и привести отношения в норму.

Классный руководитель лучше знает обстановку в классе, «кто есть, кто» и какое место занимает в подростковой иерархии, возможно, ситуация разрешится с помощью одного разговора с обеими сторонами, а может будет необходима более углублённая работа с классом с привлечением других педагогов и психолога.

В любом случае взрослые не должны закрывать глаза на происходящее, делать вид, что ничего особенного не происходит и что всё само собой решится. Детские травмы могут не только остаться в памяти человека на всю жизнь, но и повлиять на его судьбу.

Не все конфликты, возникающие между детьми и подростками можно причислить к буллингу, дети ссорятся, мирятся, разочаровываются в прежних друзьях, заводят новых, к травле это не имеет никакого отношения, но… бывает и по-другому. Об этом мы сегодня вам рассказали.

(все имена в статье изменены).

Бичевина Татьяна

медицинский психолог Ангарского филиала ИО ПНД.


© 2015 - 2022 Администрация Ангарского городского округа 665830 Ангарск, квартал 63, дом 2 тел.: (395-5) 52-30-00 факс: (395-5) 52-37-63 эл. почта: ago@mail.angarsk-adm.ru